Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Бензиновая катавасия

Российский вице-премьер Александр Новак на этой неделе заявил о значительном снижении оптовых цен на топливо почти во всех регионах России, от крупного опта этот процесс якобы перешел уже и на мелкий – на нефтебазы. Почувствовали ли на себе россияне заявленные позитивные изменения в очередном топливном кризисе, разразившемся во второй половине лета? Для решения проблемы руководству РФ пришлось ввести запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива из страны.

О грядущем топливном кризисе в нашей стране, обладающей обширными запасами нефти, заговорили летом, когда Росстат признал, что розничные цены на автомобильное топливо обгоняют инфляцию. В качестве причин назывались возросший сезонный спрос (в том числе, со стороны аграриев, которые заканчивают уборочную), проблемы с логистикой, ремонт оборудования на останавливающихся для профилактики нефтеперерабатывающих заводах, увеличение объемов отгрузок топлива за рубеж, а также «серый» экспорт, поглощающий горючее, предназначенное для поставок на внутренний рынок. В Ульяновской области в августе-сентябре тоже стало труднее заправить автомобиль. Цены на большинстве станций, например, на бензин марки АИ-92 перешагнули 50-рублевый рубеж за литр, стоимость АИ-95 поднималась кое-где и выше 60 рублей. Резкий рост усугублялся дефицитом: бензин и дизтопливо на многих автозаправках периодически отсутствовали совсем.

Минэнерго РФ в августе сообщило, что поводов для беспокойства нет, все постепенно наладится. Однако время шло, а ситуация только ухудшалась: цены на ГСМ на российских биржах били рекорды по росту, обгоняя розничные. В итоге правительство РФ, поняв, что тянуть дальше нельзя, пошло на радикальную меру, дабы показать свою способность решать проблемы. 21 сентября появилось постановление о введении временных ограничений на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива из России. Нормативный акт вступил в силу в тот же день. Документ содержит ряд исключений. В частности, запрет не касается нефтепродуктов, вывозимых на территорию стран ЕАЭС, в Абхазию и Южную Осетию. Также он не распространяется на топливо, перевозимое в технологических емкостях для использования по пути следования. Ограничения не затронут и нефтепродукты, предназначенные для военных нужд. Комментируя принятое постановление правительства, первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин отметил, что ограничение экспорта введено бессрочно, далее многое будет зависеть от насыщения внутреннего рынка и его стабилизации.

Игроки российского рынка топлива тут же предупредили, что если запрет не будет снят к началу следующего года, то возникнет риск затоваривания. В

стране производится примерно в два раза больше дизельного топлива, чем потребляется. Через биржу все эти объемы не будут куплены, потому что их невозможно реализовать. Поэтому производство дизеля на нефтеперерабатывающих заводах придется сокращать. Угрозу подобного развития событий, возможно, почувствовали и в правительстве: издание «Коммерсантъ» сообщает, что кабмин в ближайшие дни может частично снять запрет на экспорт дизельного топлива из-за рисков для нефтепереработки, связанных с переполнением хранилищ «Транснефти».

Тем временем вице-премьер Александр Новак через пару недель после принятия запрета на экспорт бензина и дизтоплива, рапортует об эффективности правительственного решения. По словам чиновника, ситуация на российском топливном рынке стабилизируется, запасы топлива выросли на 430 тысяч тонн с начала действия запрета, а цены на ГСМ снижаются.

- Мы увидели стабилизацию цен на нефтепродукты, а на бирже — снижение цен от 16 до 20 процентов, - сообщил Новак в интервью телеканалу «Россия 24». Он добавил, что оптовые цены на топливо после введения 21 сентября временного запрета уменьшились почти во всех регионах страны. Снижение, по словам вице-премьера, сейчас транслировалось уже на мелкооптовые базы, на нефтебазы, где закупаются, например, сельхозтоваропроизводители.

В то же время Федеральная антимонопольная служба возбудила несколько дел в отношении представителей независимых АЗС и нефтебаз по признакам завышения цен на топливо. В общем, героическими усилиями властей все утрясается. Осталось дождаться снижения цен на автозаправках. В Ульяновской области стоимость бензина в рознице, взяв 50-рублевый рубеж, откатываться назад не спешит.

Григорий ГОВОРОВ

Фото: dzen.ru