Гольдони молодеет
О господах, слугах и необходимости единения в Молодёжном театре.
В феврале исполнилось 230 лет как в парижском Версале, не дожив одного дня до назначенной ему лично Людовиком XVI пенсии, скончался известный венецианский драматург-комедиограф Карло Гольдони. Прожив 85 лет, он обогатил мировую классику рядом пьес, две из которых и по сей день абсолютные театральные хиты – «Хозяйка» гостиницы» и «Слуга двух господ». Премьера последней в минувшие выходные в Ульяновском молодёжном театре им. Б. В. Александрова стала прекрасным подношением Мастеру итальянской комедии.
Приглашённый постановщик нового спектакля - 25-летний Илья Бабушкин из Санкт-Петербурга, хотя родом он из Екатеринбурга. То есть впитал в себя лучшее из двух ведущих театральных школ страны. Азы режиссуры постигал в режиссёрской мастерской маэстро Геннадия Тростянецкого. Выходец с этого же курса и нынешний главный режиссёр Ульяновского театра драмы Владимир Золотарь. В постановке Бабушкина знакомая история слуги-простака из Бергамо не то, чтобы зазвучала по-новому. Режиссёр и актёры словно стряхнули с неё пыль веков, протёрли бархоткой присущей молодым лёгкости и осторожно и умеренно отполировали современностью. Не повредив слогу и стилю Гольдони.
Главная роль Труффальдино была и будет для исполнителей серьёзным экзаменом на актёрскую зрелость. Список театральных звёзд, в разное время игравших этого персонажа, впечатляющ и заставляет как бы соответствовать. От Марчелло Моретти и неподражаемого Ферруччо Солери до Константина Райкина (правда, в телевизионной версии) и ульяновского комедийного примадона Владимира Кустарникова из спектакля Юрия Копылова в конце прошлого века и ушедшего тысячелетия. Именно в 1999 году «Слуга двух господ» ставился в Ульяновске на сцене драмтеатра крайний раз.
В Ульяновском молодёжном театре Труффальдино в исполнении Тома Стародубцева внутренне тонок, изящен и, иногда даже чересчур, раним. Вместе с тем, выпутывается из им же созданных непростых ситуаций и попутно, помимо своей воли, устраивает судьбы попавших в водоворот его кипучей энергии людей внешне легко и лихо.
- Сегодняшний Труффальдино, - уверен молодой актёр, - он в большей степени про разницу между казаться и быть. Это не просто маска Арлекина. А человек с чувствами. Он себе на уме, но не дурачок.
В исполнении Стародубцева Труффальдино и пройда в меньшей степени. Скорее авантюрист поневоле. Симпатичен, добр и актуален ещё и в этом для сегодняшнего времени. Реакция мгновенная, свободно работает с залом. Особенно, когда этого требует режиссёрский замысел. И, кстати, на каждом из спектаклей вне сцены появляется ещё один персонаж. Из зала. Но это интрига. Никакого спойлера.
Этот приём, правда, несколько вторичен, и уже присутствует в постановке прошлого года в московском театре имени Пушкина. Пожалуй, только это и обилие постановочных застроек, делающих этот актёрский спектакль в большей степени режиссёрским, можно поставить на вид Илье Бабушкину. Например, над подражанием главных героев птичьим повадкам зрителям придётся поломать голову…
- Это молодая труппа, она только набирается опыта, - рассказывает постановщик спектакля. - И работать в таком жанре было новым для них. Вместе с тем, они восприимчивы, обучаемы и с большим чувством юмора, что очень помогало в работе. Хотя, безудержное веселье не было для нас самоцелью. Сегодня, когда много всякого происходит в мире, нужно говорить о том, как один человек находит другого. Люди разобщены, и нам хотелось сказать, как важно быть вместе, а не искать поводов для разногласий.
Чтобы поговорить о столь серьёзных вещах лучше карнавальной стихии Гольдони не найти. Тем более в ней, когда важнее представлять, открыто играть, а иногда и откровенно держать дистанцию с персонажем, актёры Ульяновского молодёжного театра весьма органичны.
Алексей Романов
Фото из архива Ульяновского молодёжного театра им. Б. В. Александрова