Медицинская окрошка
Главные проблемы, мешающие нормальной работе ульяновского здравоохранения, вроде бы давно известны. В регионе сегодня ощущается острый дефицит лечебных учреждений, а там - недостаток медицинского персонала, современной аппаратуры, лекарств. На все это банально не хватает денег. Однако дополнительные деньги найти, видимо, трудно. Поэтому областное правительство начинает выкручиваться на том, что есть: вновь затевает процесс слияния больниц и поликлиник, выдавая это за улучшение качества и доступности медицинской помощи. Мол, к сильным медучреждениям присоединят более слабые, и дело наладится. Оптимизация намечается масштабная. А от некоторых вариантов объединения сельских больниц с городскими под руководством одного главного врача просто оторопь берет. Какая-то медицинская окрошка получается.
Сегодня в Ульяновской области не хватает (с учетом коэффициента совместительства) 570 врачей и 550 человек среднего медперсонала. Кредиторская задолженность лечебных учреждений по средствам обязательного медицинского страхования составляла к началу текущего года 754 млн. рублей. Похожая ситуация в последнее время стала уже привычной, однако, выбираться из нее все-таки надо, если о здоровье людей власть еще думает. И вот при областном минздраве прошло совещание с участием ряда депутатов Законодательного Собрания. Заместитель председателя регионального правительства Сергей Кучиц, отвечающий за социальные вопросы, поведал о планах по улучшению работы здравоохранения. Денег отрасли в регионе не добавят - их наоборот хотят сэкономить за счет объединения лечебных учреждений, оставив единственного главного врача на все, оказавшиеся под «одной крышей». При слиянии планируется также сократить часть административных работников – в бухгалтериях, закупочной и юридической службах. А имеющихся врачей узких специальностей прикрепят ко всем подведомственным учреждениям.
В прошлом году оптимизация в здравоохранении Ульяновской области уже задумывалась. Тогда планировали объединить 15 центральных районных больниц (ЦРБ) сельской местности в пять, так называемых, межрайонных центров. Осуществили в итоге только одно слияние – Барышской и Базарносызганской ЦРБ, под эгидой Барыша. Население восприняло этот ход неприветливо. А теперь масштаб оптимизации намечен более существенный. Готовится 15 слияний, в которых будут участвовать 42 учреждения здравоохранения. Так, под управление ЦГКБ могут отдать поликлиники №№3, 5 и 6, расположенные в новом городе. ЦК МСЧ – Новоульяновскую и Тереньгульскую больницы. Некоторые возможные слияния вызывают особое недоумение в силу удаленности объектов друг от друга. В составе областной клинической больницы должны оказаться перинатальный центр «Мама», кардиологический диспансер, Майнская, Вешкаймская, Сурская и Карсунская районные больницы. В областном клиническом госпитале ветеранов войн – Сенгилеевская ЦРБ.
Идею массовой оптимизации лечебных учреждений активно продвигает вице-премьер областного кабмина Кучиц – человек не местный. Может быть, с его подачи слияния так странно перемешаны? Кучиц, кстати, еще в прошлом году предложил заменить дискредитировавший себя термин «оптимизация» другим – «реструктуризация». Сейчас у медицинских чиновников в ходу новое название – «модернизация». Но как ты всю эту «окрошку» ни называй, врачей и медсестер в больницах и поликлиниках от таких действий не прибавляется, новые лечебные учреждения (кроме нескольких ФАПов) не открываются. Вот объединили в прошлом году уже упоминавшиеся ЦРБ Барыша и Базарного Сызгана. Формально сызганцы получили услуги фтизиатра, инфекциониста, уролога, хирурга, компьютерную томографию, маммограф, фюорограф, чего у них не было и что имелось в Барыше. Но ведь тот же хирург стал теперь работать один на два района: разве он сможет принять всех желающих? Доступность медицинской помощи не увеличилась. Барышские пациенты даже наоборот пострадали: в их ЦРБ стало больше посетителей. А сызганцам за медпомощью приходится добираться 30-50 километров.
Депутаты ЗС, присутствовавшие на заседании в минздраве, к планам дальнейшей оптимизации лечебных учреждений отнеслись настороженно, считают, что речь идет, скорее, не о медицине, а об экономике. В любом случае, нужно всё очень тщательно проработать. А эффективность управления больницами, находящимися за сто с лишним километров от главной, вызывает серьезные вопросы. С кадрами же ситуация выглядит просто затыканием дыр.
Никаких официальных решений по новому этапу слияния медучреждений пока не принято. Но, видимо, очень хочется. Позже, на заседании коллегии облминздрава, Кучиц не раз подспудно касался этого вопроса. Предложил, в частности, формировать центры компетенций по кустовому принципу, заявив, что лучше потратить 30–40 минут на то, чтобы доехать в такой центр и получить высококвалифицированную медицинскую помощь, чем рисковать жизнью пациента. Однако, думается, не факт, что там окажется именно высококвалифицированная помощь, а не так, как для сызганцев в Барыше, где находится просто ЦРБ средней руки.
Оптимизация в здравоохранении происходит, конечно, не только в Ульяновской области. И сталкивается при этом с недовольством населения. Жители сельских районов Самарской области, например, пожаловались на работу «скорой помощи», которая была оптимизирована и теперь приезда медиков можно ожидать три часа. Все ранее самостоятельные станции «скорой» присоединили к четырем основным для оптимизации системы. Сейчас экипажи «скорой помощи» находятся в районах, но выезжают, лишь получив заявку сверху, через Самару. Об этом сообщил в своем телеграм-канале депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн. Он предложил правительству Самарской области приостановить реализацию реформы системы «скорой помощи» в регионе.
Виктор ГОНЧАРОВ
Подпись к снимку - При слиянии под руководством ЦГКБ могут оказаться все поликлиники Заволжья