ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Состав преступления: «Морду царя рисовал»

              

Чердаклы — родина царских сокровищ

Казалось бы, что может связывать райцентр Чердаклы и знаменитую ювелирную фирму Фаберже… Оказывается, более семи лет назад в посёлке Чердаклы был создан музей, посвящённый главному ювелиру Российской Империи. А всё потому, что именно в этом районном центре последние годы жизни провёл Василий Иванович Зуев — ведущий художник-миниатюрист фирмы Фаберже. Кстати, совсем недавно — 31 марта — отмечалось 153-летие со дня его рождения. Мастер миниатюры продолжал работать над заказами зарубежных коллекционеров даже при Советской власти. О том, как ему это удавалось, а также о прочих сторонах жизни и судьбы этого выдающегося художника поведала директор Чердаклинского Центра дополнительного образования детей Лариса Терёхина.

Следы из Санкт-Петербурга привели в российскую глубинку

— Лариса Александровна, то, что музей, связанный с именем Фаберже, появился не в Париже и не Санкт-Петербурге, не может не вызвать массы вопросов. Как такое могло произойти?

— Всё началось в 2014 году, когда наш Центр дополнительного образования посетил нежданный гость, который представился учёным секретарём Мемориального фонда Карла Фаберже — Валентин Васильевич Скурлов. Он заглянул к нам, лишь потому что здесь находился единственный на тот момент в нашем посёлке музей. И хотя посвящена наша экспозиция была исключительно истории Великой Отечественной войны, обратиться ему было больше некуда… Именно он рассказал нам удивительную историю о том, что именно в Чердаклах затерялись следы уникального художника-миниатюриста, работавшего в фирме Карла Фаберже. Василий Иванович Зуев расписал двенадцать из двадцати двух знаменитых императорских пасхальных яиц. Валентин Васильевич также сообщил, что на след он напал, работая в полицейских архивах Финляндии, где обнаружил записку Эммануила Нобеля Евгению Фаберже, сыну Карла Фаберже, в которой жаловался, что ещё до революции выплатил художнику-миниатюристу Василию Зуеву 180 рублей золотом, а тот, не сдав работу, уехал в какие-то Чердаклы. Так что первые двадцать лет поисков Валентин Васильевич Скурлов выяснял, где находятся эти самые Чердаклы. Это и в самом деле было непростой задачей, поскольку границы регионов не раз менялись, и он начал с Самарской области.

— И вот — он нашёл-таки Чердаклы… И что ему это дало?

— Сначала — ничего, поскольку мы и сами понятия не имели о том, кто такой Василий Зуев. Так что, нам самим пришлось вникать в задачу. Но через некоторое время с нашей помощью ему удалось найти здесь многочисленных родственников Зуева, хотя ранее они родство с ним старались не афишировать.

— Почему? Разве тут есть, что скрывать?

— Причины были. Как выяснилось, несколько членов семьи были репрессированы, за то, что Василий Иванович писал портреты царя, что, естественно, при Советской власти считалось крамолой. В его уголовном деле, которое было найдено в архивах ФСБ и датировано 1931 годом, обвинение формулировалось так: «Морды царя рисовал».

— Как он вообще выжил после революции?

— Видимо, именно благодаря тому, что практически сразу же после революции уехал из столицы в Чердаклы. В провинции было куда легче затеряться…

Миниатюрист №1

— А почему учёного секретаря Мемориального фонда Карла Фаберже возник такой интерес именно к Василию Зуеву, что тот искал его следа десятилетиями и даже добрался до российской глубинки?

— И у нас к нему возникли точно такие же вопросы. На фирму Фаберже работало немало других выдающихся мастеров, и Василий Иванович бал всего лишь одним из них… Но он заявил, что именно Василий Зуев — миниатюрист номер один не только в фирме Фаберже, но и в мире! Сейчас даже утрачены те уникальные технологии, которые он применял. Он владел приёмами и технологиями, которые, к сожалению, утрачены, и воспроизвести их никто сейчас не в состоянии.

— И всё-таки, не совсем понятно, что значит «следы затерялись» ?..

— Среди родственников художника существовала договорённость, что «нельзя про дядю Васю никому рассказывать», потому что несколько членов семьи в своё время подверглись аресту, отсидели какое-то время в «домзаке». Видимо считалось, что «морды царя рисовать» — вдвойне тяжкое преступление, если совершается оно на родине Ленина… Родственники вообще думали, что всех членов семьи готовят к расстрелу. Но всех через полгода выпустили, в том числе и самого Василия Зуева.

— За что такая милость?

— В уголовном деле это объясняется одной фразой: «В силу агентурных соображений». На имя Василия Зуева, когда он жил в Чердаклах, приходили крупные денежные переводы из консульства Финляндии. Сам он неоднократно ездил в Петроград и Ленинград, заходил в иностранные консульства, видимо, передавая работы, которые ему оплачивали. Для нищего на тот период времени посёлка это были фантастические суммы. Здесь он заканчивал работы, заказанные представителями русской аристократии, находившимися в эмиграции. Например, те работы, которые требовал в своём письме тот же Эммануил Нобель, Василий Зуев лично отвёз в Петроград в 1924 году и передал заказчику через консульство Финляндии. Так что, представители семейства Нобелей тоже были его заказчиками. Видимо, органам ГПУ, а впоследствии НКВД были интересны эти связи.

— И какова же в итоге была его судьба?

— Он умер в Чердаклах 6 июля 1941 года. Трагически сложилась судьба его старшего брата, который повесился через год после того, как его выпустили из тюрьмы. Связано ли это было с арестом или на то были какие-то иные причины — пока точно неизвестно… Даже родственники этого не знают.

Кладезь реликвий

— А фамилия Зуева в Чердаклах сохранилась?

— Практически нет. Зуевы есть, но прямых потомков у Василия Ивановича среди них нет. Здесь род продолжался по женской линии. Сам Василий Иванович родился в селе Кремёнки Старомайнского района, и там Зуевых действительно очень много и, вероятно, они его родственники. Но последние четверть века его жизни прошли здесь — в Чердаклах.

— Известно, где он похоронен?

— Нет. Утрачены и могила, и даже кладбище. В 2015 году мы начали работать над проектом «Откроем времени лицо», посвящённом Василию Зуеву, и на территории «парка афганцев», который, по словам священника отца Олега (Беляева), расположился на окраине старого кладбища, был установлен памятный крест в честь всех православных, что были там похоронены, в том числе, и Василия Зуева.

— Откуда взялись экспонаты для музея?

— Разве это не уникальный случай, когда с названием мало кому известного населённого пункта пересекаются такие знаменитые фамилии — и Нобели, и царская семья, и многих представителей русской аристократии. Я сразу предложила Валентину Васильевичу: «Если мы создадим музей, вы приедете на открытие?». И начали об этом думать — с краеведами, с местным священником, отцом Олегом, кандидатом богословия… Написали проект, получили грант и поддержку тогдашнего главы районной администрации. И 23 декабря 2015 года музей был открыт. А экспонаты появились, в основном, благодаря Валентину Васильевичу Скурлову, у которого есть связи со многими художниками-миниатюристами России и мира. Он двадцать лет работал с личным архивом Татьяны Фёдоровны Фаберже, правнучки Карла Фаберже. И музей начал пополняться экспонатами, в том числе, личными вещами Татьяны Фёдоровны, её семейными реликвиями и работами современных миниатюристов, которые преподносили их вы дар музею в благодарность за то, что мы продвигаем имя Карла Фаберже и одного из ведущих миниатюристов его фирмы — Василия Зуева. Что-то в музей передают родственники художника.

Музей — источник творчества

— И как у музея с посещаемостью?

— Люди приходят. Недавняя пандемия, конечно, посещаемости, не способствовала, но даже в то время — и год, и два назад люди приходили. И сейчас приходят — причём, многие приезжают из других городов России, Израиля и Китая. Об это свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Кстати, я говорила китайцам, что в музее Тайбэя есть работы Василия Зуева, и этот факт вызвал у них восхищение и удивление. До пандемии было много экскурсий со школьниками из Ульяновска, и сейчас эта традиция восстанавливается. Вокруг музея ведётся активная творческая жизнь — несколько региональных и межрегиональных художественных конкурсов для детей, родителей и педагогов, и число их участников давно перевалило за десять тысяч. Совместно с Почтой России и Союзом филателистов выпустили даже открытки с детскими работами, конверты и марки, посвящённые Василию Зуеву. Сама Татьяна Фёдоровна Фаберже говорила, что очень рада тому, что наследием фирмы Фаберже занялись не коммерсанты, а педагоги.

— Вы лично с ней общались?

— Да, в 2016 году я ездила на конференцию, посвященную юбилею Карла Фаберже в Санкт-Петербург, и там меня с ней познакомили. К сожалению, её не стало полтора года назад, но она буквально до последних дней жизни оставалась экспертом наших конкурсов. Так что, наши участники получали рецензии от самой Татьяны Фёдоровны Фаберже.

— Что из экспонатов музея вам особенно дорого?

— Прежде всего, личные вещи Татьяны Фёдоровны Фаберже — брошь, ученические тетради с эскизами, акварель её кисти. Есть также оригинальные эскизы к невыполненным работам Евгения Фаберже. Кстати, кроме нашего музея часть этих эскизов она завещала музею Московского Кремля. Кроме этого, у нас есть реплика с императорского пасхального яйца «Военное стальное» работы современного художника-ювелира Александра Михайлова — точная копия из тех же материалов, что и оригинал.

— А где оригинал?

— В музее московского Кремля. Сюрпризом императорского пасхального яйца «Военное стальное» является миниатюра Василия Зуева 1916 года, изображающая Николая II на военных позициях русской армии.

— Не тесновато музею в одной небольшой комнатке?

— Конечно, тесновато. Но сейчас обсуждается проект строительства отдельного здания для Чердаклинского музея миниатюрной живописи Имени Василия Ивановича Зуева. Разработана проектно-сметная документация, выбрано место под строительство, но необходимо найти средства на его строительство. Как только будет получено положительное заключение на проект, попробуем войти в какую-нибудь федеральную программу, тем более действующие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва от Ульяновской области обещали в этом нам посодействовать. Мы на это очень надеемся. А пока ожидаем свидетельства о регистрации нашего музея как школьного. В этом нам оказывает большую поддержку региональный Центр детско-юношеского туризма и краеведения. К нам уже приезжали представители редакции всероссийского журнала «Юный краевед», там уже была публикация о нашем музее.

Анатолий Капустин, фото автора

К фото:

Лариса Терёхина с подарочным изданием «Слова о полку Игореве» с миниатюрой на обложке.

Школьницы рассматривают ковшик в стиле изделий фирмы Фаберже с символикой Чердаклинского района. Автор современный российский художник — ювелир Алексей Донцов.

Оригинальный эскиз к невыполненной работы Евгения Фаберже.

Монография Валентина Скурлова о Василии Зуеве (подарок автора музею).