Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Без переработок трудно заработать

С началом нового учебного года обычно задаются вопросами об учителях. Как им живется, хватает ли их? Привычный ответ - не хватает, потому что живется не очень. Камень преткновения лежит в уровне зарплат. Базовый оклад педагога в большинстве регионов страны не дотягивает до минимального размера оплаты труда (МРОТ). Учителям приходится брать дополнительные ставки и различные подработки: только тогда картина выглядит более-менее приличной. Но это ведь повышенная нагрузка, которую не все готовы выдерживать. И не выдерживают: увольняются из школ или не приходят туда работать после окончания педагогических вузов.

Средняя зарплата российских школьных учителей в 2023 году, по данным правительства РФ, составляет 49,7 тысячи рублей. У интернет-ресурса по поиску работы HeadHunter несколько другие цифры. Накануне нового учебного года аналитики ресурса подготовили рейтинг городов по уровню предлагаемых в образовании зарплат. Согласно этому рейтингу, средняя оплата труда в рамках специализации «Учитель, преподаватель, педагог» в стране за 2023 год составляет 45 тысяч рублей (год назад было 40,2 тысячи). Наиболее высокие средние заработки учителям предлагаются в Москве (74 тыс. рублей), Сургуте (62,1 тыс. рублей) и Калуге (57,8 тыс. рублей).

В Ульяновске, по данным HeadHunter, учителям в нынешнем году готовы платить в среднем 45,6 тысячи рублей. Отметим, что в 2022 году средняя зарплата местных педагогов, как сообщало областное министерство просвещения, составляла почти 32 тысячи рублей. Учителей в школах нашего региона по-прежнему не хватает. В июле нынешнего года министр просвещения и воспитания Ульяновской области Наталья Семенова докладывала о дефиците в 595 педагогических работников (сейчас их в регионе трудится около десяти тысяч). Наибольшую потребность в кадрах испытывали учебные заведения Ульяновска и Димитровграда, а также Барышского, Ульяновского и Чердаклинского районов. В основном, требовались учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики, начальных классов.

Беда в том, что имеющиеся (не самые высокие) показатели доходов в школьной педагогике достигаются исключительно за счет значительной переработки учителей. Они берут классное руководство, дополнительные часы (не 18 часов в неделю на ставку, а по 25-30 часов и даже больше), занимаются репетиторством. В малокомплектных сельских школах один педагог ведет порой по пять-семь предметов. А на ставку прожить невозможно. По результатам мониторинга профсоюза «Учитель», в 2020 году базовый оклад в 60 регионах страны был ниже, чем МРОТ: в 26 субъектах РФ голый оклад составлял от 8005 до 9966 рублей, а в Республике Алтай, Алтайском крае, Еврейской автономной области и Карачаево-Черкесии – вообще менее пяти тысяч. Хотя в 2019 году Госдумой принималось решение, согласно которому базовый оклад учителя должен быть не менее 70 процентов от средней зарплаты по региону. А МРОТ почти нигде таких показателей не достигал.

Поэтому неудовлетворенность школьных учителей своим положением понятна. Размер зарплаты считает низким половина опрошенных педагогов старше 50 лет и 46,3 процента школьных работников моложе 30 лет, говорится в исследовании НИУ ВШЭ «Правовое регулирование нормирования и оплаты труда педагога» за период 2020–2022 годов. При этом системой начисления стимулирующих выплат, составляющих часть зарплаты, не удовлетворены полностью 27 процентов учителей старше 50 лет, 29,6 процента учителей моложе 30 лет и 29,4 процента учителей в возрасте от 30 до 50 лет. В исследовании НИУ ВШЭ делается вывод, что предельная продолжительность рабочего времени учителей (36 часов в неделю) зачастую в реальности превышается: педагоги берут дополнительные нагрузки либо по основному месту работы, либо в других местах. Например, согласно опросу, более 92 процентов молодых педагогов занимаются репетиторством. Все это снижает качество образования в самих школах, а родителей заставляет тратиться на репетиторов, чтобы дети нормально освоили программу по предмету.

Напомним, в 2012 году в майских указах президента были закреплены целевые показатели заработной платы работников бюджетной сферы. Предполагалось увеличение зарплат врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 процентов от размера средней по регионам, зарплат учителей, среднего медперсонала и соцработников – до 100 процентов к 2018 году. Но с наступлением указанного срока стало понятно, что исполнить поручение не удается. Осенью прошлого года, выступая на открытии библиотеки в Бурятии, Владимир Путин отметил, что лишь 10 из 89 регионов России выполняют целевые показатели по зарплатам работников бюджетной сферы, и то не на все 100 процентов, а с пятипроцентным отклонением. Понятно, что система оплаты труда бюджетников, в том числе учителей, снова нуждается в каком-то реформировании.

Кстати, согласно рейтингу интернет-ресурса HeadHunter, о котором говорилось в начале, предлагаемые зарплаты в образовательных учреждениях Ульяновска за год понизились – даже с учетом дополнительных ставок. В 2022 году ульяновские работодатели в среднем готовы были платить педагогам почти на три тысячи больше – 48,7 тысячи рублей.

Виктор ГОНЧАРОВ

Фото: dzen.ru/a/XRotHRItowCv-EXn