Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Спад производства продолжается

В Ульяновской области продолжается спад промышленного производства, обозначившийся в прошлом году. Напомним, осенью 2022 года объем производства не дотягивал до аналогичных показателей года предыдущего (индекс составлял чуть больше 90 процентов). Облправительство тогда утверждало, что к январю 2023-го ситуация выправится – регион выйдет на 100-процентный объем. Но вот подведены итоги за первый квартал 2023 года, и они неутешительны: индекс промышленного производства составил лишь 87,1 процента к аналогичному периоду 2022 года. Сохраняется, как теперь модно говорить, отрицательный рост.

По данным регионального министерства экономического развития и промышленности, значительно снизилось в Ульяновской области производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - до 85 процентов год к году. А этот сектор занимает 15 процентов региональной экономики и существенно влияет на общий показатель. Недобрали в январе-марте прошлогоднего уровня производство электрического оборудования (составило 63,8 процента), металлургическое производство (58,1 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (54,4 процента), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (53,2 процента), пищевых продуктов (98,4 процента), напитков (93,8 процента). Также индекс ниже 100 процентов сложился в обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве ряда видов машин и оборудования.

В руководстве области сохраняющуюся негативную тенденцию объясняют прежними причинами – неполным преодолением местными предприятиями последствий антироссийских экономических санкций, нарушением из-за этого привычных поставок сырья и комплектующих, уходом из региона иностранных компаний или приостановкой их работы после начала СВО. На падении выпуска резиновых изделий, например, сказалась остановка японского предприятия «Бриджстоун» в Заволжье, выпускавшего автомобильные шины, а теперь продающего ульяновские активы российским покупателям. Покинувший наш регион иностранный бизнес влиял, в том числе, на высокую базу объема производства начала прошлого года, с которой теперь идет сравнение.

Министр экономического развития и промышленности Ульяновской области Николай Зонтов назвал еще такую причину производственного спада:

- Продолжается структурная перестройка промышленного производства региона. Ряд предприятий в настоящее время, например, проводит переоборудование, для чего требуется определенное время.

Впрочем, есть в Ульяновской области и отрасли, нарастившие в первом квартале выпуск товаров. Индекс производства текстильных изделий составил, по данным минэкономразвития, 240 процентов, кожи и изделий из нее – 360 процентов. Рост выпуска кожаных товаров связывают с увеличением спроса на специальную обувь для военнослужащих. Руководство региона ставит цель, чтобы объем всей промышленности Ульяновской области достиг к концу нынешнего года 99-100 процентов по сравнению с 2022-м. Ориентир уже знакомый. Удастся ли его покорить на очередном годовом витке или он опять отодвинется, как линия горизонта?

Спад производства, в любом случае, дело скверное. Он отрицательно отражается и на доходах в областной бюджет, и на размере заработной платы. Хотя, как сообщает минэкономразвития, за январь-февраль 2023 года номинальная средняя заработная плата в регионе по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла и достигла 42970 рублей. Это обеспечило рост реальной заработной платы на 3,6 процента. Однако многие простые ульяновцы увеличения личных доходов, видимо, не ощущают или они съедаются повысившимися расходами людей. Недаром на прошлой неделе возникли протесты рабочих на УАЗе, считающих свои заработки низкими.

На УАЗе недовольны зарплатой

Протесты на автозаводе случились 17 мая, волнения или «плановая встреча работников с генеральным директором в цехе», как утверждает пресс-служба предприятия, но заводчане потребовали повысить им заработную плату. Рабочие сборочного производства передали соответствующее обращение гендиректору Алексею Спирину, которого пригласили на конвейер. Люди возмущались, что работающий рядом с ними персонал, нанятый аутсорсинговой компанией, получает значительно больше. Например, по кузовному производству приводилась разница между 32-мя и 50-ю тысячами рублей в месяц. Кроме того, заводчане предложили изменить в коллективном договоре пункт по индексации зарплаты, исключив формулировку «с учетом финансовой возможности».

Вскоре после этого пресс-служба УАЗа сообщила, что повышение зарплат на заводе происходит регулярно, очередной этап прошел 1 марта (на 5 процентов), с 1 июня состоится еще одно плановое повышение, существенно опережающее инфляцию, и уровень средней зарплаты на конвейере вырастет до 42 тысяч рублей, что полностью покрывает запрос работников, указанный в обращении к генеральному директору. Аутсорсинг же используется на УАЗе в период высокой производственной нагрузки.

Подключившийся к ситуации депутат Госдумы РФ, лидер ульяновских коммунистов Алексей Куринный написал в соцсетях, что директорат предприятия сообщил ему следующее: «Средняя зарплата у рабочих 36 тысяч рублей, с 1 июня будет повышена на 6 процентов, больше не могут (подорожали комплектующие)». Если верны эти цифры, то до заявленных 42-х тысяч зарплата, получается, не доберется.

Протесты, волнения или плановая встреча произошли на УАЗе, но о том, что дело серьезное, говорят немедленная проверка прокуратуры на предмет нарушения трудовых прав заводчан и визит губернатора на завод. Алексей Русских побывал на предприятии 24 мая. До поездки он заявил, что оплата труда на автозаводе должна быть сопоставима с зарплатами на «Авиастаре» (здесь средняя по данным на март 2023 года составляла 59 тысяч рублей). Значит, нужно ставить вопрос о более высокой индексации, подчеркнул губернатор. А посетив в среду автозавод, написал на своей странице «ВКонтакте»: «Договорились, что УАЗ внимательно изучит свою экономику и проработает вопрос опережающей индексации зарплат в рабочем коллективе, но так, чтобы это не ограничивало инвестиции в развитие производства. Уверен, руководство тщательно проработает вопрос и к сентябрю проведет еще одну, третью по счету, индексацию… Ознакомился с новым проектом ПАО «Соллерс». На промышленной площадке УАЗ запускают производство компактных малотоннажных грузовиков «Соллерс - АРГО». На конец августа намечен запуск производства полного цикла. Это компактный коммерческий автомобиль для городских перевозок, аналог китайского JAC N25/N35. Он имеет ряд модификаций под любые задачи по доставке грузов. В год планируется выпускать свыше 10 тысяч автомобилей. Общие инвестиции в проект составят свыше миллиарда рублей. Важная задача – полностью локализовать в регионе производство автозапчастей и сборку самих грузовиков».

Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Но стоит заметить, что если уж на УАЗе, бывшем бюджетообразующем предприятии региона, работникам не хватает денег на жизнь, то что говорить об ульяновцах, зарабатывающих 20 тысяч рублей и меньше. А таких людей много, несмотря на продекларированный средний заработок в Ульяновской области почти в 43 тысячи рублей.

Владимир САМАРИН

Фото: rusdtp.ru

Подпись – После требований о повышении зарплаты с проверкой на УАЗ пришла прокуратура