Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Клепальщик «Авиастара» погиб из-за череды нарушений

Нарушения различного характера – организационные, технологические, дисциплинарные - привели в совокупности к несчастному случаю при испытаниях строящегося самолета на «Авиастаре», когда один человек погиб и еще четверо получили ранения. К такому выводу пришла комиссия, созданная для расследования Государственной инспекцией труда в Ульяновской области.

«Ответственного не назначили»

Трагедия, напомним, произошла 2 марта 2023 года. В тот день в Ульяновске на самолетостроительном заводе проводились испытания на герметичность избыточным давлением отсека фюзеляжа лайнера Ил-76МД-90А. В какой-то момент кабина давления не выдержала, и пострадали находившиеся поблизости люди.

Как установила комиссия Госинспекции труда, 46-летний сборщик-клепальщик «Авиастара» (является филиалом ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина») в момент проведения предварительных испытаний отсека Ф-1 фюзеляжа самолета на герметичность на участке внестапельной сборки подошел к отсеку для выполнения работ по замеру угла открытия дверей фюзеляжа. В этот момент произошел разрыв корпуса отсека Ф-1 в связи с нагнетанием в него избыточного давления, вследствие чего разлетающимися обломками внутренней перегородки отсека Ф-1 сборщику-клепальщику была нанесена смертельная травма головы. При расследовании этого тяжелого несчастного случая установлены следующие причины происшествия - неудовлетворительная организация производства работ и необеспечение должного контроля со стороны руководителей; нарушение технологического процесса проведения испытаний; неприменение погибшим средств индивидуальной защиты; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда. Информация о выводах комиссии размещена на официальном сайте контрольного ведомства.

Отмечается, что неудовлетворительная организации производства выразилась в том, что не был назначен ответственный руководитель работ на проведение испытаний в цехе, зона испытаний не была огорожена стойками с натянутым между ними шпагатом, транспаранты с надписью типа «Осторожно, идут испытания!» не вывешены, работники, не связанные с испытаниями, не были удалены из самолета и из опасной зоны. В то же время, утверждает комиссия, проверка со стороны непосредственного руководителя за ходом проведения работ и действиями подчиненных, за соблюдением работниками трудовой дисциплины отсутствовала. Например, клепальщик «в момент несчастного случая находился в состоянии алкогольного опьянения и не был отстранен от работы».

«Наконечник шланга не подходил к штуцеру»

Технологические нарушения рабочего процесса, по мнению комиссии, тоже оказались многочисленными: не оформлялся акт готовности самолета к испытаниям; использовался стенд, который применяется при испытаниях на герметичность совсем другого летательного аппарата; барограмма наддува и стравливания давления в отсеке Ф-1 не фиксировалась на самописец, давление поднималось без необходимых выдержек; контроль избыточного давления осуществлялся только в одной точке гермокабины. Вот как описывается приведшая к ЧП ситуация в сообщении Госинспекции труда: «В связи с тем, что стенд, используемый при испытаниях, не был предназначен для этого типа самолета, наконечник шланга контроля избыточного давления не подходил к штуцеру самолета. Соединение было произведено по типу гайка с внутренней резьбой в гайку с внутренней резьбой с применением изоленты, что, в свою очередь, не обеспечивало герметичность соединения, и контрольные манометры занижали показания избыточного давления, при отсутствии дублирования показаний (контроль избыточного давления осуществлялся в одной точке гермокабины). Оператор не видел на манометре реально созданное избыточное давление и не прекращал подачу воздуха в отсек Ф-1 до его разрушения, вследствие чего, разлетающимися обломками внутренней перегородки отсека сборщику-клепальщику была нанесена травма головы, несовместимая с жизнью». Работник, исполняющий роль оператора стенда, допустил нарушения технологического процесса проведения испытаний и его никто не проконтролировал.

Материалы переданы следователям

По отсутствию средств индивидуальной защиты комиссия установила следующее. Сборщик-клепальщик должен использовать защитную каску, а при работе на стапелях и внутри самолетов – каскетку. Однако пострадавший не применял во время несчастного случая ни каски, ни каскетки, потому что не был обеспечен ими работодателем. Налицо нарушение статей 214, 221 Трудового кодекса РФ и «Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Госинспекция труда отмечает, что материалы расследования в отношении виновных должностных лиц направлены в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Напомним, в марте, сразу после случившегося, Следственное управление Следственного комитета России по Ульяновской области возбудило уголовное дело по факту нарушения требований охраны труда, повлекшего по неосторожности смерть человека (соответствующая статья Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание до четырех лет лишения свободы). Обвинение по этому делу пока не предъявлено никому, расследование продолжается. Выводы комиссии Государственной инспекции труда в Ульяновской области следователями также будут использованы.

Григорий ГОВОРОВ

Фото: ulgov.ru