Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

«Гнездо» забвения

Здание филармонии для многих ульяновцев является таким же символичным силуэтом города, как Ленинский Мемориал, гостиница «Венец» или краеведческий музей. Нависшее над Волгой «ласточкино гнездо» Ульяновска, имеющее столетнюю историю. Размещение архитектурной достопримечательности города на кромке ползущего склона всегда, кстати, вызывало тревогу за судьбу здания. Периодически возникали разговоры о берегоукреплении. Склон там не укреплен до сих пор. Однако дом музыки может прекратить свое физическое существование и без помощи оползней. Уже семь лет филармония закрыта на реконструкцию, которая так и не началась. Здание ветшает и постепенно рассыпается в прах. Еще немного и в Ульяновске подрастет поколение, которое будет спрашивать у старших, а что это за облезлый полуразрушенный дом стоит над обрывом и зачем?

Наше «ласточкино гнездо», построенное по проекту известного симбирского инженера и архитектора Федора Осиповича Ливчака, не всегда было филармонией. Сначала, в 1897 году, на этом месте появилось летнее деревянное здание клуба Общественного собрания, объединявшего горожан разного достатка — чиновников попроще, мещан, ремесленников, мелких торговцев… Но через десять лет Общественное собрание задумало возвести на этом месте капитальное строение, которое «удовлетворяло бы целям летнего и зимнего пребывания и служило интересам всех сословий, всех классов, вытекающим из интеллигентных потребностей горожан». Городская власть дала добро на приобретение Собранием земельного участка, и задуманное было осуществлено к 1910 году. Первоначально планировалось построить наполовину деревянный дом, но потом переиграли на «сплошь каменный», который в итоге Ливчак и спроектировал. С угловой башней, имеющей трехчастное арочное окно, с верандой второго этажа (позже она была ликвидирована), с залом (с хорами и сценой), предназначенным для проведения музыкальных и танцевальных вечеров, спектаклей, лекций, выставок. Современники отмечали, что по своему внешнему облику здание стало в Симбирске одним из лучших образцов неоклассицизма с элементами модерна. Соглашались с этим и потомки: творение до наших времен продолжало радовать глаз изяществом и лаконизмом форм.

После Октябрьской революции «ласточкино гнездо» Ульяновска каких только превращений не испытывало: служило и Народным домом с массой различных кружков, курсов, библиотекой, и Дворцом рабочей культуры с кинотеатром, было даже швейной фабрикой. В годы Великой Отечественной здесь шили шинели и гимнастерки. А в 1944 году здание передали только что основанной ульяновской филармонии, на сцене которой с тех пор выступило много знаменитых музыкантов, вокалистов, творческих коллективов. За годы своего существования бывший дом Общественного собрания неоднократно реконструировался, частично меняя облик. В 1920-х годах открытая веранда второго этажа превратилась в закрытую часть. В 1950-х была проведена перепланировка, заложены некоторые окна и двери. В начале 1970-х к зданию прилепились кирпичные пристройки, выбивавшиеся из общего облика. В конце 1970-х был усилен фундамент, положены железобетонные перекрытия, обновлена крыша — с максимальным сохранением внешнего вида. Концертный зал филармонии обзавелся немецким органом.

Главное — все эти ремонтные работы доводились до конца, до логического завершения. Зато сегодня, когда вокруг витают «года культуры» и «культурные столицы», когда власти вещают о необходимости сохранять культурное наследие, о продолжающемся динамичном развитии всех процессов, реконструкция дома музыки замерла напрочь. Если филармония, как учреждение, занимающееся организацией концертов и пропагандой искусства, в Ульяновске жива (сейчас, например, завершается очередной фестиваль «Мир. Эпоха. Имена»), то здание филармонии семь последних лет закрыто. И ремонта там не происходит, хотя еще в 2020 году губернатор Сергей Морозов обещал, что все намеченные работы завершатся до конца 2022 года. Однако ни прежнее, ни нынешнее облправительство денег на реконструкцию бывшего дома музыки так и не нашло. О конкретных перспективах чиновники молчат.

Филармонический орган тем временем переехал, как известно, в здание Ленинского Мемориала, был отреставрирован, использован в показательном концерте и затих. Потому что Мемцентр с 2019 года тоже продолжают бесконечно ремонтировать. Туда хотя бы деньги выделяют, но они проваливаются, как в «черную дыру»: отчитываясь в марте перед депутатами Законодательного Собрания, областной министр культуры Евгения Сидорова сказала, что стоимость реконструкции Мемцентра превысила уже 4,3 миллиарда рублей, 3,8 из которых — федеральные средства, остальное — областной бюджет. И конца этому дорогущему ремонту не видно: что мы получим на финише непонятно.

А многие другие объекты культурного наследия, архитектурные памятники различных эпох продолжают, как бывшее здание филармонии, ветшать в забвении или исчезать с лица Ульяновска. Это можно сказать, например, про разрушающийся кинотеатр «Художественный» на улице Гончарова. Здание бывшей медсанчасти патронного завода на Нижней Террасе, выполненное в стиле советского конструктивизма, оказалось вообще снесено — не понадобилось ни как больница, ни как памятник. Незавидная судьба может ждать и бывший кадетский корпус, переданный министерством обороны РФ городу после переселения суворовского училища. У государства средств на этот дворец не находится, а частные компании обещают заняться корпусом, только если им разрешат вести поблизости (считай, в сердце Ульяновска) заманчивую жилищную застройку. Неравноценный размен, да и в обещания такие верится с трудом. На отчете в ЗС министр Сидорова отметила, что объем финансирования культуры из регионального бюджета на 2023 год сокращен на 16 процентов по сравнению с исполнением предыдущего. Где уж тут задумываться об исторических зданиях?

Григорий ГОВОРОВ

ФОТО: филармония подпись: Обветшавшая филармония - объект культурного наследия