ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Чем хуже — тем лучше!

Рекультивация превращается в лесоповал

Ещё зимой прошлого года региональное министерство природы и цикличной экономики объявило о скором начале работ по ликвидации последствий нефтяного загрязнения на территории памятника природы «Винновская роща». Как оказалось, ликвидации подвергнуто не только загрязнение…

Вручную? Как же…

Ещё в середине мая прошлого года представители этого ведомства устроили презентацию данного проекта прямо на месте предстоящих событий. Тогда замминистра местной природы Михаил Загородников доложил о планах предстоящих работ, честно предупредив, что источник загрязнения как был неизвестен, так неизвестным и остаётся, и «догадки по этому поводу можно строить бесконечно». Так что известно было лишь то, что загрязнение существует, и его наличие подтверждено лабораторными испытаниями многочисленных заборов проб грунта и воды. Превышение предельно допустимого содержания многих загрязняющих веществ составляет десятки, сотни, а по отдельным показателям тысячи раз: в грунте есть и нефтепродукты, и тяжёлые металлы, и «всё остальное». И всё это рано или поздно стекает непосредственно в Волгу. И проект предусматривал, что уже в 2022 году на загрязнённом участке должны появиться дренажи для очистки вод, загрязненный грунт вокруг 32-х ручьев будет выбран, родники — изолированы, стоки воды пройдут по трубам, ведущим к очистным сооружениям. И тогда замминистра клятвенно обещал, что никакой крупной техники при проведении работ применяться не будет, а в основном, будет использоваться ручной труд, хотя это связано с лишними расходами. Правда, подрядчик на тот момент ещё не был выбран…

Впрочем, все эти планы в течение прошлого года полностью выполнены не были. По осени того же прошлого года в роще начались какие-то работы. Как сообщала министр природных ресурсов и экологии региона Гульнара Рахматулина — подрядчики сосредоточились на расчистке ручьёв от валежника, выемке загрязнённого нефтепродуктами грунта и демонтаже недействующих очистных сооружений. Однако уже под новый год оказалось, что исполнители заказа ручным трудом вовсе не ограничиваются.

Утки засвидетельствовали, но их мнение проигнорировано

В частности, эколог-общественник Дмитрий Тарасов выступил с заявлением, что объект превращается в стройплощадку, где вовсю разъезжают самосвалы и работают экскаваторы. Он же высказал мнение, что в такого рода работах смысла нет вообще: экосистема парка и так восстанавливается — без вмешательства извне. И призвал в свидетели уток, которые уже лет пять как начали обитать на территории, считающейся загрязнённой. А после завершения рекультивации с добавлением гидроизоляционных материалов, по его мнению, естественная экосистема превратится в трубно-канализационное хозяйство. Его поддержал профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Андрей Масленников: «Растения экосистемы рощи могут постепенно разлагать и переводить нефтепродукты в безопасные соединения. Вред от рекультивации может быть больше той пользы, которая декларируется в проекте. В случае очередного разлива нефтепродуктов на участке уже не будет природного буфера. На восстановление таких экосистем после выемки и рекультивации потребуется не десять лет, а гораздо больше». Кандидат биологических наук Дмитрий Семенов вообще назвал затею с рекультивацией преступной: «Нынешний проект — это пример того, как бороться с краном, из которого течет плохая вода».

А вот последний аккорд: где работает тяжёлая техника, нужны и дороги для неё. А где в лесу прокладываются дороги — там начинается лесоповал…

Винновской роще пропишут снос

В конце марта ООО «Димстройинвест» — подрядчик, что занимается «ликвидацией нефтезагрязнения в ООПТ «Винновская роща», хоть и не с первой попытки, но добился «комиссионного осмотра более 300 деревьев», что в переводе с казённого языка на русский означает: деревья эти пойдут под снос — иначе нет возможности вывести загрязнённый грунт. И возникает естественный вопрос: а стоило ли всё это затевать? Конечно, часть денег уже «освоена», и отказаться от «освоения» остальных подрядчику трудно. Почему-то трудно это сделать и чиновникам. На прошлой неделе главный эколог Ульяновска Евгения Головина лично прибыла на место бедствия, но, похоже, ничего аномального не обнаружила. В общем, кровь из носу, но дело будет завершено, не смотря на очевидную нелепость происходящего. А что делать, если сроки уже установлены, и, как заявила министр природных ресурсов и экологии Гульнара Рахматулина, исполнить контракт необходимо до ноября 2023 года. Контракт-то исполнят, но кому от этого будет лучше? Нет, кому-то, конечно, будет — тем, кто на нём заработает…

Анатолий Капустин, коллаж автора

К фото: Хорошо, что Гончаровская беседка находится за пределами зоны загрязнения. А то и её бы «рекультивировали»…