ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Инвестиционные нули

   Инвестиции. Это слово полтора десятка лет переливалось на все лады в Ульяновской области, обволакивало фимиамом местную экономику. Инвестиционная деятельность была объявлена региональными властями сферой кипения, почти вулканирования, а сам регион с его политикой экономических льгот – лидером в данном направлении. Власти эффектно жонглировали многочисленными нулями в миллиардных вложениях отечественного и зарубежного бизнеса, привлекаемых к нам. На сайте Корпорации развития говорится, что в Ульяновскую область уже инвестировано 910 000 000 000 рублей. Однако через 16 лет всё оказалось не столь радужным. В общероссийских рейтингах Ульяновская область попала сегодня в группу регионов с низким уровнем инвестиционной привлекательности. А местные эксперты решаются назвать эту привлекательность мифом.

   1000 рабочих мест на всех

   Жонглирование нулями в миллиардных суммах инвестиций в ульяновскую экономику продолжается и сейчас – после смены губернатора. В декабре на заседании совета по инвестициям, которое провел уже Алексей Русских, было заявлено, что в 2021 году в регион пришли 12 новых инвестпроектов с общим объемом финансирования свыше 27 000 000 000 рублей. В этом процессе участвуют компании из России, США, Турции, Германии. Также завершено строительство 12 объектов с общей суммой инвестиций свыше 6 100 000 000 рублей, на которых создано более 1000 рабочих мест.

   Среди новых инвестпроектов - завод американской корпорации «Ball» по производству алюминиевой упаковки для напитков с рекордным заявленным объемом инвестиций в 13 млрд рублей (дальше станем писать миллиарды буквами, чтобы у читателей в глазах от нулей не рябило). Завод обещают оснастить высокоскоростным инновационным оборудованием, позволяющим выпускать до 2 тысяч алюминиевых банок в минуту. Ввод в эксплуатацию первой производственной линии планируется в 2023 году.

   А вот что сообщает о планах инвестиционного размаха в Ульяновской области ТАСС со ссылкой на руководителя Корпорации развития региона Сергея Васина. В наступившем году инвесторы намерены завершить реализацию девяти проектов с общим объемом вложений порядка 6 млрд рублей и тысячей новых рабочих мест. Планируется запуск еще одного производственного корпуса завода «Немак» (выпускает комплектующие для автопрома). При этом будет создано более 100 новых рабочих мест. Инвестор вложит в проект около 2,2 млрд рублей. Также планируется запуск второй и третьей очередей предприятия по выпуску гофрокартона «Архбум», где общее количество рабочих мест достигнет 300. На строительство направят около 2,5 млрд рублей. Кроме того, предполагается запуск завода электротехнического оборудования «Легран» в индустриальном парке «Заволжье», общий объем инвестиций в строительство которого составил 1,5 млрд рублей.

   Подобные реляции ульяновцы слышали ежегодно во время правления губернатора Сергея Морозова. Но кое-что при этом людей всегда удивляло. На фоне растущих миллиардных инвестиций почему-то не слишком пополнялась от новых предприятий региональная казна – даже когда они начинали платить в нее налоги после длительного льготного освобождения. К сегодняшнему дню размер облбюджета достиг лишь 80 млрд рублей. Зато госдолг превысил 40 млрд рублей, области приходилось много занимать. Очень недофинансирована медицина, лечебные учреждения региона никак не избавятся от внушительной кредиторской задолженности. Предприятия новых инвесторов так и не стали бюджетообразующими для региона: он от пивных акцизов сегодня получает больше денег. Похожая ситуация и с новыми рабочими местами. Выше уже говорилось, что 12 завершенных в прошлом году объектов принесли 1000 рабочих мест. Капля в море в масштабах области. Или лидер по вложениям «Ball», готовящийся штамповать в наших краях по миллиарду алюминиевых банок ежегодно. В одном из пресс-релизов сказано, что это предприятие станет крупным работодателем региона – обеспечит создание 200 квалифицированных рабочих мест.

   О призрачности инвестиционного рая в Ульяновской области говорят и другие оценки конца прошлого года.

   Куда делась привлекательность?

   Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», обнародованному в декабре, Ульяновская область оказалась в числе регионов с низким уровнем инвестиционной привлекательности.
Оценка основывалась на расчете 62 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы и состояние окружающей среды. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка РФ, Федерального казначейства, Минфина России и МВД. По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам, характеризующим инвестиционную привлекательность соответственно на высоком, среднем и низком уровнях. Ульяновская область попала в последнюю группу, наряду с

   Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Калмыкией, Удмуртией, Бурятией, Чечней, Тывой, Алтайским краем, Еврейской АО, Кемеровской, Кировской, Саратовской, Тамбовской и Томской областями. Пятерку лидеров составили Москва, Краснодарский и Приморский края, Архангельская область, Ямало-Ненецкий АО.

   Развеял миф о повышенной инвестиционной привлекательности нашего региона в комментарии одному сетевому изданию и профессор УлГУ, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления Анатолий Лапин:

    - Начиная с 2015 года мы теряли достигнутые за предыдущие десять лет позиции по объему инвестиций в основной капитал на душу населения и по итогам 2019 года вновь опустились на 70-е место. Просели и другие показатели. Преимущества в привлечении инвесторов - присвоение статуса приоритетного инвестиционного проекта, ряд других инструментов - начали перехватываться другими регионами. В том числе более крупными в финансовом плане, которые смогли предоставить инвесторам более широкие, чем у нас, пакеты поддержки и компенсаций, налоговых преференций. Таким образом, по данным Росстата, мы находимся на 70-м месте по объему инвестиций в основной капитал на душу населения и по денежным доходам населения, на 66-м месте по средненачисленной заработной плате и обороту розничной торговли на душу населения, на 63-м месте по объему внутреннего регионального продукта (ВРП) на душу населения (худший показатель, примерно, за 20 последних лет). Удивительный аспект в том, что до 2015 года регион сделал впечатляющий рывок по объемам инвестиций в основной капитал. Но он не привел к росту ВРП на душу населения. Когда регион уделяет внимание инвестициям, но оставляет в стороне вопросы, связанные с инвестициями в человеческий капитал - производительность труда, повышение компетенций, профессиональных навыков - выходит плюс на минус. Либо нужно идти вглубь в структуру инвестиций: мы увидим, что их оказалось недостаточно для того, чтобы провести массивную технологическую модернизацию региональной экономики. Поэтому сейчас мы, к сожалению, находимся - по многим показателям – в той части субъектов РФ, которые выглядят наиболее тяжело. То, что Ульяновская область является инвестиционно привлекательным регионом – миф. Это подтверждают статистические данные.

   По мнению специалистов, нашему региону требуется искать новые, оригинальные ходы для исправления ситуации – для привлечения действительно больших инвестиций и роста ВРП. Как мы уже сообщали, пока Алексей Русских сделал следующий шаг: назначил недавно своим заместителем уроженца Дагестана, бывшего депутата Госдумы РФ Абдулгамида Эмиргамзаева, которому поручено отвечать за взаимодействие Ульяновской области с федеральными органами исполнительной власти. Новый вице-губернатор после этого заявил, что станет в том числе развивать инвестиционный климат в нашем регионе. Только получится ли? Будь Эмиргамзаев действительно крупным специалистом по привлечению средств, его, наверное, давно привлек бы к работе родной Дагестан, тоже страдающий, напомним, от низкой инвестиционной привлекательности. Однако во властных структурах Махачкалы этого функционера почему-то не оказалось.

Владимир Самарин